Великий пост

Великий пост

Великий пост — самый продолжительный и строгий из многодневных постов. Он называется Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в пустыне и своим подвигом явил пример для всех людей. За сорокадневным постом следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые Он добровольно принял на Себя. После страстной седмицы следует главный христианский праздник светлое Христово Воскресение или Пасха. Воскреснув во плоти из мертвых Христос, Своим примером показал всем людям образ грядущего всеобщего воскресения перед страшным судом. Ограничения и тяготы, которые накладывает Великий пост, необходимы людям для борьбы со своими похотями и страстьми, с их помощью человек сораспинается Христу, приготовляя себя ко встрече Пасхи, чтобы также и совоскреснуть с Ним в этот радостный и светлый день.

Для того чтобы не спеша и вдумчиво подготовить человека к длительному посту, уставом предлагается четыре подготовительные седмицы, первая из которых начинается неделей О Мытаре Закхее. В этот день воспоминается евангельская притча о мытаре Закхее (Лк. 19, 1-10), который уверовал в Сына Божия и не на словах, а и на деле искренне покаялся в своих грехах.

В следующее воскресение Церковь воспоминает евангельскую притчу О Мытаре и Фарисее (Лк.18,9-14). Эта притча посрамляет показное и лицемерное благочестие фарисея указывает на истинное и смиренное покаяние мытаря. Следуя духу евангельского назидания, церковный устав отменяет на предстоящей седмице посты в среду и пятницу, обличая показные пост и благочестие фарисея. В течение этой седмицы во все дозволяется вкушать любую пищу.

Третья седмица начинается с Недели о блудном сыне. В это воскресение евангельское чтение рассказывает нам историю блудного сына: его гордый уход из родительского дома, падение, покаяние и возвращение домой. Притча говорит о том, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние. В субботу этой седмицы празднуется Вселенская родительская суббота, когда поминают усопших.

Следующее воскресение известно как Неделя о Страшном суде. Оно посвящается воспоминанию о грядущем Страшном Суде о котором в этот день повествует евангельское чтение. Эта неделя еще также называется мясопустной т.к. в этот день последний раз перед Великим постом можно есть мясо. Поэтому вся следующая за воскресением седмица является сырной, или сыропустной, когда устав предписывает воздержание только от мяса. Эта седмица получила в народе название Масленица. В среду и пятницу этой седмицы не полагается совершать Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет великопостные особенности.

Последнее воскресение перед Великим постом называется Прощеное воскресение, или другое название Воспоминание Адамова изгнания. В этот день Церковь вспоминает о «первородном грехе» человечества. Прощеное воскресение – пик подготовки к Великому посту. В этот день люди прощают друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.

В первые дни великого поста типикон предписывает для тех, у кого есть силы, постится сугубо и не вкушать пищи до среды, а в среду после литургии Преждеосвященных даров разговляться вареной пищей без масла. Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища без масла, но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное Воскресение (накануне Страстной седмицы), разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру.

Также особо усердно постятся и в Крестопоклонную и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу — вообще ничего не едят до вечера, до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа.

По субботам и воскресениям, кроме субботы на Страстной седмице, дозволяется употреблять в пищу растительное масло и вино. 

http://trsobor.ru/site.php?id=28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Прихода храма Святого Сергия Радонежского

Перейти к верхней панели