Родительский авторитет и дружба с детьми

http://www.xpa-spb.ru/libr/Aleksandr-Mileant/semya-malaya-cerkov.html

епископ Александр (Милеант)

О родительском авторитете и дружбе с детьми

Как часто говорят в наше время о кризисе, который переживает семья в современном обществе. Все мы жалуемся на развал семьи, на падение авторитета родителей. Родители жалуются на непослушание детей, на их неуважение к старшим. По правде говоря, такие же жалобы и разговоры были во все века, во всех странах… И святой Иоанн Златоуст, великий проповедник IV века, повторяет такие же мысли в своих проповедях.

Мне кажется, что в наше время к этой извечной проблеме прибавилось еще одно обстоятельство, особенно затрагивающее религиозных родителей. Это конфликт между авторитетом верующих родителей и авторитетом школы, государства, общества. В западном мире мы видим конфликт между нравственными, моральными убеждениями религиозных родителей и безрелигиозным, я бы сказала утилитарным, отношением к нравственной жизни, которое господствует в школе и в современном обществе. Очень силен и конфликт между авторитетом родителей и влиянием среды сверстников, т. н. молодежной культуры.

В условиях жизни в бывшем Советском Союзе конфликт между авторитетом верующих родителей и авторитетом школы и государства носил еще более острый характер. С самых первых лет жизни, ребенку – в яслях, в детском саду, в школе – внушались слова, понятия, чувства, образы, отрицающие самые основы религиозного понимания жизни. Эти антирелигиозные понятия и образы были тесно сплетены с процессом школьного обучения, с доверием и уважением к преподавателям, с желанием родителей, чтобы их дети хорошо учились, с желанием детей добиваться успехов в школе. Помню, как поразила меня одна история. Маленькая девочка рассказала в детском саду, что была с бабушкой в церкви. Услыхав это, воспитательница собрала всех детей и стала объяснять им, как глупо и стыдно советской девочке ходить в церковь. Воспитательница предложила детям высказать свое осуждение подруге. Девочка слушала, слушала и, наконец, сказала: – Глупенькие, да ведь я не в церкви была, а в цирке! На самом деле девочка была с бабушкой в церкви; и до какой же изощренной хитрости довел пятилетнего ребенка конфликт между авторитетом семьи и авторитетом школы.

И перед родителями часто встает страшный вопрос: не лучше ли отказаться от своего авторитета, не лучше ли не отягощать сознание детей таким конфликтом? Мне кажется, нам, родителям, надо глубоко продумать вопрос: «В чем самая суть родительского авторитета?»

Что такое авторитет? Словарь дает определение: «общепризнанное мнение», но мне кажется, что смысл этого понятия гораздо глубже. Авторитет – это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.

Авторитет – это человек, автор, книга, традиция, это как бы свидетельство или доказательство истины. Мы верим чему-нибудь потому, что мы доверяем тому, кто нам это говорит. Не зная, как пройти куда-нибудь, мы просим указаний у человека, который знает дорогу и которому мы в этом отношении доверяем. Присутствие в жизни ребенка такого облеченного его доверием человека необходимо для нормального детского развития. Родительский авторитет проводит ребенка сквозь весь кажущийся беспорядок, всю непонятность окружающего его нового мира. Распорядок дня, когда вставать, когда ложиться спать, как умываться, одеваться, сидеть за столом, как здороваться, прощаться, как просить чего-нибудь, как поблагодарить – все это определяется и поддерживается авторитетом родителей, все это создает тот устойчивый мир, в котором может спокойно расти и развиваться маленький человек. Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что «плохо», и тем, что «хорошо», между беспорядочными порывами, случайным «А я хочу!» и трезвым «Сейчас нельзя!» или «Так надо!»

Для счастливого и здорового развития ребенка в семейной обстановке нужно, чтобы было место для свободы, для творчества, но ребенку необходим ,и опыт разумного ограничения этой свободы.

Ребенок растет, нравственно развивается, и понятие авторитета тоже принимает более полный и глубокий смысл. Авторитет родителей останется действенным для подростков только, если они чувствуют, что и в жизни родителей существует незыблемый авторитет – их верований, убеждений, их нравственных правил. Если ребенок чувствует и видит, что родители честны, ответственны, действительно верны правде, долгу, любви в их повседневной жизни, он сохранит доверие и уважение к родительскому авторитету, даже если этот авторитет будет в конфликте с авторитетом окружающей среды. Пример своего искреннего послушания признаваемому им Высшему Авторитету, то есть их вера, – это самое главное, что родители могут дать детям.

А конфликт авторитетов всегда был и всегда будет. Во дни земной жизни Иисуса Христа, когда еврейский народ с такой горечью переживал свое подчинение римской власти, Иисуса Христа как-то спросили, «Позволительно ли давать подать кесарю?» то есть римскому императору «Он сказал; что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:15-17).

Этот ответ Иисуса Христа остается вечным и действительным указанием того, как мы должны определять границы между нашими обязанностями по отношению к обществу, в котором мы живем, и нашим долгом по отношению к Богу.

Необходимо нам, родителям, всегда помнить о другой стороне родительского авторитета – о дружбе с детьми. Мы можем влиять на наших детей, только если у нас существует живое общение с ними, живая связь, то есть дружба. Дружба – это способность понимать друга, способность видеть ребенка таким, как он есть, способность сочувствовать, сострадать, разделять и радость, и горе. Как часто грешат родители тем, что видят своего ребенка не таким, как он есть, а таким, как им хочется, чтобы он был. Дружба с детьми начинается с самого раннего их детства, и без такой дружбы родительский авторитет остается поверхностным, без корней, остается только «властью». Мы знаем примеры глубоко верующих, очень выдающихся людей, дети которых никогда не «вошли в веру родителей» именно потому, что ни отец, ни мать не сумели установить искренней дружбы с детьми.

Не можем мы навязывать, пользуясь нашим родительским авторитетом, «чувства» нашим детям.

На нас, родителей, возложена Богом ответственность быть воспитателями наших детей. Мы не имеем права отказываться от этой ответственности, отказываться нести бремя родительского авторитета. В эту ответственность входит и умение видеть и любить наших детей такими, как они есть, понимать те условия, в которых они живут, уметь отличать то, что «кесарево», от того, что «Божье», дать им на опыте познать добрый порядок в семейной жизни и значение правил. Главное – это быть самим верными Высшему Авторитету в нашей жизни, веру в Которого мы исповедуем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Прихода храма Святого Сергия Радонежского

Перейти к верхней панели