РПЦ

img07-10

Русская Православная Церковь

 

66726020_2IMG_5806

Patriarch Kirill performing divine liturgy at Moscow State University church

Что такое Церковь?

Наверное, наиболее разумным будет остановиться на определении, данном почти две тысячи лет назад апостолом Павлом:            Церковь — это Тело Христово. 

Спас в силах 1410г. Андрей Рублев

Глава Церкви — есть Христос!

        Церковь является Телом Христовым, поскольку ее члены объединяются воедино таинствами, и в первую очередь Евхаристией, и в этом евхаристическом смысле она буквально является Телом Христа. С точки зрения внешней Церковь — это объединение людей. Тот способ, которым они объединены, собственно, и является сутью церковной жизни. Церковь — это место и средство общения человека с Богом. Общение это осуществляется через совокупность различных церковных практик: молитвы, таинств, аскезы, социальной деятельности и     т. д.

Очень грубо и условно мы различаем три уровня церковного бытия: Церковь как евхаристическая община, приход; Поместная Церковь как совокупность приходов, объединенных по географическому принципу; и Церковь универсальная, кафолическая, как богочеловеческий организм. Полнота церковности присутствует на каждом из этих уровней.

Часто с церковью ассоциируется в первую очередь священноначалие: епископы, священнослужители…

Частью Церкви является и ее административная структура—тот механизм, с помощью которого Церковь управляется. Иерархи, наряду с мирянами, остаются такими же членами Церкви, как и все, но в церковном организме каждый член выполняет свою функцию. В распределении этих ролей тоже отражается богочеловеческий характер церковной жизни: с одной стороны, сама иерархия является божественным установлением, с другой — конкретные ее управленческие институты обусловлены историческими обстоятельствами, они являются результатом исторического развития, которое очевидно будет продолжаться и дальше.

В свете халкидонского богословия можно сказать, что как во Христе объединяется человеческое и божественное естество, так и Церковь включает в себя божественные и человеческие элементы. Как божественный институт Церковь является вместилищем Духа Святого. В то же время, оставаясь человеческим институтом, она живет и развивается в истории, пребывает в определенных исторических обстоятельствах и, более того, отражает эти исторические обстоятельства.

Евхаристия является основополагающим таинством для Церкви. Евхаристией Церковь конституируется. В XX веке это богословское мнение завоевало огромную популярность в Православии и даже за его пределами.

Критика евхаристической экклезиологии не отвергает этого фундаментального положения, но настаивает на том, что и другие таинства Церкви, в первую очередь таинство крещения, не в меньшей степени участвуют в этом конституировании. Евхаристическая экклезиология редуцирует церковь до Евхаристии, но ведь Церковь — это еще и аскетическая, молитвенная жизнь, это и дела милосердия, все то, чем живет каждый христианин.

Преимуществом евхаристической экклезиологии является то, что она четко описывает границы Церкви: если человек не живет евхаристической жизнью, не причащается — он не является ее членом.

Полноценного участия в церковной жизни без Евхаристии быть не может. Эта аксиома восходит еще к апостольским временам. Участие в таинствах является необходимым условием церковной жизни, но только таинствами жизнь христианина в Церкви не ограничивается.

Действительно, если с какой-то конфессией мы не имеем евхаристического общения, это является внешним признаком, свидетельствующим о том, что та или иная религиозная группа находится за пределами Церкви как богочеловеческого организма.

Тут нужно различать вопрос о церковных расколах и ситуацию с инославными конфессиями. Есть примеры церковных сообществ, которые, долгое время оставаясь в расколе, не имели евхаристического общения с православными Церквами. После воссоединения их таинства и иерархия были признаны нами. То есть отсутствие формального евхаристического общения еще не является единственным критерием для определения статуса православной юрисдикции.

В случае с инославными конфессиями все сложнее…

Вторым контуром является крещение…  Крещение — это момент инициации в церковную жизнь. Именно через крещение люди становятся членами Церкви, усваивают плоды Воскресения. 

Слово «церковь» происходит от греческого термина «экклесиа», что дословно переводится как «собрание». Так называлось любое публичное объединение, совокупность людей, созванных по какому-то принципу, так что формально употреблять этот термин можно по отношению к любому христианскому сообществу. В то же время мы знаем, что Церковь с большой буквы, есть мистическое Тело Христово,  и может быть только одна. Мы не признаем теории ветвей, равно как и теорию неполноты.  

     Вышедший человек или какая община из полноты Церковного общения, где всё соединено таинствами, сообщающими нас с Богом, являются губительным для душ своих и увлекшихся, отталкивая себя от благодати Божией, а не раскаявшись, и вовсе лишаются жизни вечной.

Христос Бог наш, показал ученикам и будущим апостолам живой пример жизни в добродетелях, уча их блюсти всё, что заповедано Богом Отцом, исцеляя больных, слепых и одержимых нечистым духом, воскрешая из мертвых…

После Своего уже Воскресения из мертвых, в течение сорока дней являлся им Иисус, не оставляя ученикам уже ни капли сомнения о Своём Божественном совершенстве, тем самым утвердил их в вере. Именно теперь воспламенённая вера их была самой большой на земле, и когда же пришло время вознесения Христа на небо, тогда совершилось великое и явное Таинство — Бог Отец через Сына Своего Единородного — Господа и Бога нашего Иисуса Христа дарует Бога Духа Святого Утешителя апостолам, обетовав: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 21-23).

Бога Духа Святого Христос Бог призвал от Бога Отца (Единый Бог — Пресвятая Троица) на Церковь — Единую Святую Соборную и Апостольскую, которая хранит и чтит неизменно учение, догматы и установления, данные Христом Богом святым апостолам, до сего дня и до скончания дней земных. Посылая с проповедью Евангелия во все концы, так сказал Христос апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).

Св. апостолы, руководимые Духом Святым, разошлись проповедовать Евангелие. Там на местах поставляли во епископов, те в свою очередь, рукополагали во священство (и т.д., образовывая приемственность рукоположений до сего дня без прерывания) и образовывались общины. Эти собрания верующих, участвующих в таинствах   и   называются Церковью.

Именно поэтому-то Дух Святой пребывает в лоне  Единой Святой Соборной и Апостольской Православной (т.е. правильно славящей Бога) Церкви! В лоне этой, поистине Вселенской Церкви пребывают все Поместные Церкви, скреплённые одним учением, одной верой, одним Единым Богом — Пресвятой Троицей. В состав этих Церквей входят Иерусалимская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская,  Элладская,  Кипрская, Сербская и другие, в том же числе и Русская (самая многочисленная). Все Церкви автономны. Римская Церковь тоже была Православной, но в 1054 г. желанием папы римского властвовать над другими, равными ей Церквами побудило разорвать отношение со Вселенским Православием, при этом нарушив учение и изменив догматы. По сей день Римская Церковь искажает учение и привносит ложное в умы человечества мировоззрение. Так как народ есть Церковь, глава которой — Христос, а в лоне её соборности живёт Дух Святой, то выйдя из этого организма, Римская Церковь лишилась общения с Духом Святым, производя  и без того искаженные таинства вне Божественной благодати, являясь недействительными!     

Итак, Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем, первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того, чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг друга.

Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.

(по материалам журнала «Нескучный сад»)

Изображение 001


Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Прихода храма Святого Сергия Радонежского

Перейти к верхней панели