Понятие о посте

Понятие о Посте

Первую заповедь о посте мы встречаем уже в книге Бытия, когда Бог заповедал Адаму «От всякого дерева ешь, а от дерева познания добра и зла — не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него — смертью умрешь» (Быт.2,16-17). Моисей перед тем как получил в синайской пустыне скрижали Завета, держал пост в течение 40 дней. Когда пророк Иона возвестил Неневитянам что прогневали они Бога невоздержанием, блудом и злыми делами, «оделись во вретища все — от мала до велика», даже царь Ниневии снял с себя царское облачение свое, и постились все — и старцы, и грудные дети, и даже скот весь не вкушал ни травы, ни воды. И простил их Господь. Пророк и псалмопевец Давид не раз упоминал в своих псалмах о пользе и необходимости поста и сам часто постился » Колени мои изнемогли от поста…» (Пс.108,24) или «Я… одевался во вретище и постом изнурял душу мою… «(Пс.34,13).

В Новом Завете, Сам Господь наш Иисус Христос указал нам пример постного воздержания, постившись в Иорданской пустыне 40 дней. Кроме того, святые апостолы, заповедовавшие нам наши сегодняшние посты, всегда помнили слова Спасителя о том, что лукавый враг рода человеческого сокрушается только постом и молитвой (Мф. 17, 21).

Для Христиан пост всегда был не только временем телесного воздержания, когда верующие добровольно налагали на себя ограничения в еде, но и периодом особого молитвенного делания, которое совмещалось с покаянием и добрыми делами. Во время поста верующие стараются удерживать себя от пустословия и праздности, от лености, развлечений и увеселений. Потому что внутренний пост духовный гораздо важнее поста внешнего телесного, святой Василий Великий писал: «Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ, не простирающееся далее заповеди «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» (Кол.2,21), ненавидит душа Господня…» Однако пост телесный так же занимает в жизни Христиан значительное место. В некоторые годы количество постных дней достигает двухсот. Это говорит о том, что соблюдение поста является неотъемлемой составляющей частью повседневной христианской жизни. Пост, будучи внешним выражением внутреннего мира христианина, является средством достижения духовного поста, а тот в свою очередь ведет человека истинному единению с Богом.

По правилам церковного устава, во время поста не употребляются «скоромные» или мясные, молочные и другие продукты животного происхождения, яйца, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу. При этом Церковь всегда отмечает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление поста.

Устав о постах Православной Церкви находится в Типиконе, главным образом в 32 и 33 главах, и повторяется в богослужебных книгах: в Минее и Триоди. Постными днями для православных христиан являются все среды и пятницы в течение всего года (за исключением «сплошных», т.е. непостных периодов), четыре уставных поста: Великий, Рождественский, Петров (Апостольский) и Успенский. Так же несколько особых дней: Воздвижение Креста (14 сентября ст. ст.) и Усекновение честной главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.), в них, несмотря на то, что дни праздничные, соблюдается пост (с разрешением на вино и елей), в связи с характером празднуемых событий.

Однако Типикон позволят послабление поста в виде разрешения вина, елея, а иногда и рыбы. Во время празднования престольных или храмовых праздников в приходах и монастырях, как правило, разрешается рыба, а когда память святому празднуется с великим славословием или полиелеем, разрешается вино и елей. В Русской Церкви на праздники наиболее известных русских святых, таких как преп. Сергий Радонежский или преп. Серафим Саровский и чудотворных икон Божией Матери, таких как Казанская и Владимирская, так же разрешаются вино и елей.

http://trsobor.ru/site.php?id=28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Прихода храма Святого Сергия Радонежского

Перейти к верхней панели