Послушание и свобода в воспитании детей

http://www.xpa-spb.ru/libr/Aleksandr-Mileant/semya-malaya-cerkov.html

епископ Александр (Милеант)

О послушании и свободе при воспитании детей

Как часто в разговорах о воспитании детей слышим мы слово «послушание». Люди старого поколения часто говорят, что наши дети непослушны, что они дурно воспитаны, потому что они не слушаются, что нужны наказания за непослушание, что послушание – это основа всякого воспитания.

А в то же время мы по опыту знаем, что способности и таланты развиваются не послушанием, что всякий рост, и душевный, и физический, связан с известной свободой, с возможностью пробовать свои силы, исследовать неизвестное, искать свои пути. И самые замечательные и хорошие люди выходят совсем не из самых послушных детей.

Как ни труден этот вопрос, родителям приходится его решать, приходится определять меру послушания и свободы в воспитании своих детей. Недаром говорится, что человеку не дано не решать. Что бы мы ни делали, как бы мы ни поступали, это всегда есть решение в ту или в другую сторону.

Думается мне, для того чтобы разобраться в вопросе послушания и свободы в воспитании детей, надо самому продумать, в чем смысл послушания, в чем цель его, чему оно служит, в какой области оно применимо. И также надо понять, что значит свобода в развитии человеческого существа.

Послушание в раннем детстве есть, во-первых, мера безопасности. Необходимо, чтобы маленький ребенок научился слушаться, когда ему говорят «Не тронь!» или «Остановись!» и всякая мать, не задумываясь, будет принуждать маленького ребенка к такому послушанию, чтобы избежать беды. Человек учится ограничению своей воли с самого раннего детства. Сидит, например, младенец в своем высоком креслице и роняет ложку на пол. Как весело! Какой шум! Мать или бабушка поднимает ложку. Младенец скорей бросает ее опять. Это его творческий акт: он произвел этот чудный шум! И всякий разумный взрослый поймет эту радость творчества и даст ему уронить ложку еще и еще раз. Но наступит момент, когда взрослому надоест поднимать ее, и он уберет, отнимет этот объект младенческого творчества. Крик! Рев! Но на этом и на сотнях аналогичных случаев младенец постигает, что его воля ограничена волей других, что он не всемогущ. И это очень важно.

Послушание необходимо. Без послушания известным правилам невозможна ни мирная семейная жизнь, ни любая социальная структура, ни государственная, ни церковная жизнь. Но в послушании должна быть определенная иерархия, постепенность: кого надо слушаться, чей авторитет выше. Нравственное воспитание заключается именно в том, чтобы развить в ребенке способность сознательно подчинять себя -не насилию, а свободно признанному авторитету, в конце концов, своей вере, своим убеждениям. Способность признания высшего авторитета дается только воспитанием, направленным к свободе, то есть воспитанием свободы выбора, воспитанием способности самому решить: «Это хорошо!» а «Это плохо!» и «Я сделаю так потому, что так будет хорошо!»

Помню, как поразил меня случай с мальчиком лет четырех-пяти. Родители его ждали гостей, и в столовой был накрыт стол с угощением. Через приоткрытую дверь я видела, как мальчик, стоя один в комнате, несколько раз протягивал руку, чтобы взять что-то вкусное со стола и каждый раз отдергивал ее. Никого из взрослых там не было. Зная его родителей, я была уверена, что никакое наказание ему не грозило, если бы он что-нибудь взял, но ему казалось, что брать не надо, и он так и не взял.

Нам, родителям, нужно трудиться, чтобы научить детей слушаться известных правил. Но еще более нам надо трудиться над тем, чтобы развить в детях способность разбираться – какие правила самые важные, кого и чего надо слушаться. А этому дети учатся всего лучше на примере родителей. Слушаться ты должен не потому, что «Я так хочу!» а потому, что «Так нужно!» и обязательность таких правил признается родителями и для самих себя. Они сами поступают так или иначе: «Потому что так нужно», «Потому что так Бог велел!» «Потому что это мой долг!»

Сфера, определяемая послушанием и наказаниями за непослушание, очень ограничена. Это сфера внешних действий: не положить что-нибудь на место, взять запрещенную вещь, начать смотреть телевизор, когда не приготовлены уроки и т. д. И наказание должно быть последствием нарушения правил – непосредственное, быстрое и, конечно, справедливое. Но послушание не приложимо ко вкусам и чувствам детей. Нельзя требовать, чтобы детям нравилась та книга или та программа, которая нравится родителям, чтобы они радовались или огорчались по желанию родителей, нельзя сердиться на детей, когда то, что родителям кажется трогательным, им кажется смешным.

Как же воспитывать этот нравственный вкус детей? Думается мне, что это дается только примером, только опытом жизни в семье, образом и поведением любимых людей, окружающих ребенка. Помню, как сын мой, тогда здоровый тринадцатилетний мальчик помог как-то старушке-американке, нашей соседке, втащить на верхний этаж тяжелый чемодан. В благодарность за это она хотела дать ему доллар и потом со смехом рассказывала мне, как серьезно он отказался принять деньги, говоря: «У нас, русских, это не принято!» – Ох, как впитывают дети и хорошее, и плохое, что в семье «не принято.»

Меня каждый раз поражает рассказ Евангелиста Луки о двенадцатилетнем отроке Иисусе (Лк. 2:42-52). Родители Его пошли с Ним в Иерусалим на праздник. По окончании праздника они возвращались домой, не заметив, что Иисус Христос остался в Иерусалиме – думали, что Он идет с другими. Три дня искали они Его и, наконец, нашли в храме беседующего с учениками. Матерь Его сказала Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». А Иисус Христос ответил: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Послушание Отцу Небесному было выше послушания земным родителям. А добавлением к этому служат слова, непосредственно следующие за этим в Евангелии: «Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них… и преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

В этих нескольких словах заключен самый глубокий смысл воспитания человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Прихода храма Святого Сергия Радонежского

Перейти к верхней панели