Что же такое есть личность?
Человеческая личность имеет прямое отношение к религии: «Все попытки объяснить религиозное сознание в человеке, как случайный или необходимый продукт внешних условий человеческой жизни, капитально грешат в том отношении, что они совершенно не принимают в расчет того положения и значения, какое получает в религии человеческая личность. Все ученые толкователи религии – и древние, и новые – почему-то интересуются только одним, что именно когда-нибудь думалось или думается человеку о Боге, и откуда бы человек мог бы почерпать свои думы о Нем. А между тем, думая о Боге, человек думает и о себе самом, и религиозное сознание человека в действительности всегда и непременно является составною частию его самосознания» /Несмелов. Т. 1. 1898, с.261/. И далее: «Если бы человек приходил к мысли о Боге не из познания себя самого, а из познания внешнего мира, то он мог бы, разумеется, верить в существование Бога, но только из этой веры его никакой религии у него никогда бы не возникло» /там же/.
Можно догадаться поэтому, с какой целью происходит обезличивание современного человека. Это есть ни что иное как богоборчество, борьба с образом Божьим в человеке. Вдохновленные этим богоборчеством большевики, а потом коммунисты, хотели создать «нового человека». Эта затея не удалась – ибо это, как оказалось, сделать не так просто. Но теперь на Западе и, особенно, в США за это взялись во всеоружии всех современных достижений науки и техники: начиная от технологий генетического клонирования человека и кончая методиками «промывки мозгов» и манипулирования общественным сознанием через средства массовой информации.
http://newlit.ru/~klimeshov/2123.html
При этом происходит попытка извратить само понятие личности, когда насаждается культ героя и «суперличности». Но понятно, что и американский «супермен» также, как и ницшевский сверхчеловек, и советский «новый человек» являются жалкими пародиями на Богочеловека (с большой буквы), каковым является Иисус Христос. А супермен в виде горы мускулов (без морали и совести) не имеет к настоящей личности никакого отношения, ибо личность невозможна без нравственности: «Как запечетленный в человеке образ Божий, личность несет в себе нравственное начало. Личность ориентирована на человеческое общение и сотрудничество, на исполнение в жизнь Божественного замысла, и в этой устремленности она находит ценность и смысл бытия» /христ.: Платон (Игумнов). 1994, с.233/.
С личностью неразрывно связано богосознание: «Вся разгадка душевного развития заключается в том, что человек существует, как простая вещь физического мира, а реальною природою своей личности предметно изображает в мире Безусловную Сущность. Это положение проливает очень яркий свет на самые капитальные и самые запутанные вопросы мысли и жизни – о происхождении богосознания и о сущности религиозного сознания в человеке, о происхождении нравственного сознания и о сущности нравственного закона жизни, т. е., на такие вопросы, к решению которых мы иначе даже и приступить не умеем. Идея Бога оказывается не продуктом человеческой мысли, а живым сознанием человека о действительном Безусловном бытии, реальным образом которого является человеческая личность, и нравственное сознание оказывается не привычкою мысли к принятой оценке человеческих действий, а живым сознанием богоподобия, как истинной цели человеческой жизни. Из этих именно живых сознаний и возникает живое тяготение человека не просто лишь к сверхчувственному, а к сверхмирному, вечному, божественному, и из этого именно живого тяготения возникает у человека естественная религия и мораль» /Несмелов. Т. 1. 1898, с.392/.
Личность ограничена в условиях этого мира, но по своей внутренней сущности она соотносится с самим Богом:
– «хотя наша личность существует только в необходимых условиях физического мира, однако природой своею она выражает не мир, а истинную природу самого Бесконечного и Безусловного» /Несмелов. Т. 1. 1898, с.251/;
– «начало личности не развертывается в нас во всей полноте того, что ей дано, – начало личности в нас неполно и ограниченно…» /Зеньковский. 1993, с.43/; «по существу, понятие личности завершается для нас именно в идее Абсолютной Личности…» /там же, с.43/.
С этой точки зрения понятна и разрешима дилемма между наличным бытием человека и возможнымего духовным ростом: “Человек уже является личностью, но вместе с тем еще должен вырасти «в меру возраста Христова»” /Филарет митр. 2002, с.126/. Только со Христом, после Христа и во Христе стала открываться человечеству тайна о личности, почему христоцентризм и является важнейшим положением христианской антропологии и психологии.
Только в Христе осуществляются истинные личности. Пока человек не отдаст себя Ему, он не сможет обрести своего истинного «я» /христ.: Льюис. Т. 1. 1998, с.199/. И наоборот: “Будете искать «себя» – и вашим уделом станут лишь ненависть, одиночество, отчаяние, гнев и гибель. Но если вы будете искать Христа, то найдете Его, и «все остальное приложится вам»” /там же, с.200/.
Поэтому в теоретическом плане неверно понимать личность только как индивидуума, с его индивидуально-неповторимыми (биологическими, психологическими и социальными) свойствами /Лосский. Кафолическое сознание. 2000, с.570/. Неповторимость христианской личности совсем в другом: «Не свойства индивидуальной природы, но только личное отношение каждого человеческого существа к Богу – вот в чем неповторимость человеческой личности; отношение же это утверждается Духом Святым и осуществляется благодатью» /там же, с.571/.
Поэтому для человека важно не только общение с другими людьми, но и общение с Богом: «Лишь в межличностных отношениях вызревает человеческая личность. Но абсолютной своей зрелости она достигает лишь в личном общении с Личностью Абсолютной – с Богом» /христ.: Кирилл Копейкин прот. 2002, с.107/. Более того, в тех случаях, когда с социальной точки зрения некоторые люди личностями не являются (умалишенные, дети дебилы, дети, не получившие человеческого воспитания), с христианской точки зрения все они могут иметь личное общение с Богом, а значит, все-таки быть личностями. С христианской точки зрения личность есть фундамент, на котором выстраивается все остальное: психологическое, социальное, культурное и т. д. При этом отсутствие каких-то верхних этажей не означает отсутствия самой личности. С точки же зрения академической психологии личность является постепенно формируемым и довольно поздним социально-психологическим образованием, которым обладают преимущественно взрослые, психически здоровые люди.
Но личность есть не только реализация заповеди о любви человека к Богу, здесь также важна и реализация второй заповеди – о любви к своим ближним (Мф. 22, 39). Таким образом, христианская антропология не пренебрегает и социальным, как сказали бы психологи, аспектом личности, но при этом не выпячивая его и не делая его самодовлеющим. Истинная человеческая личность является не только свободной и евхаристичной, но и социальной /Каллист еп. 1997, с.81/.
“Личность есть «бытие в общении». Эта формула предполагает как уникальность, незаменимость каждого индивидуального человека, так и понимание того, что уникальность не тождественна изоляции, обособленности человека, изначально призванного Богом к жертвенному соучастию в жизни других, а точнее – к участию в общей жизни. Тема личности непосредственно связана с темой общения – кинонии. Кинония – это одно из имен Церкви. Церковь есть сообщество, в котором происходит взаимообщение верующих с Богом и друг с другом – в Боге. Таким образом, христианская антропология теснейшим образом связана с экклезиологией, учением о Церкви” /Филарет митр. 2004, с.14/.
Более того, христианское определение личности как «бытия в общении», имеет и свои глубинные богословские обоснования, ибо образом совершенного межличностного общения является бытие Триединого Бога – Триипостасное Божество /Филарет митр. 2002, с.126/.
Отношения человека с Богом влияют на его отношения к другим людям: «Ты – образ Божий, и беседуешь с Божиим образом. Ты – судящий другого, сам будешь судим; ты судишь чужого раба, которым правит другой. Смотри на своего брата, как будто бы ты сам был судим вместе с ним» /христ.: Григорий Богослов. Т. 1. 1994, с.479/.
Относится это также и к семье: «Совсем неслучайно, что в описании творения в первой главе книги Бытия, сразу после утверждения, что Бог сотворит человека по Своему образу, сказано: Мужчину и женщину, сотворил их (Быт 1:27). Божественный Тринитарный образ дарован не одному только мужчине и не одной только женщине, но им обоим вместе; этот образ достигает полноты в той взаимности, которая их соединяет. Поскольку Бог «социален», поскольку Его бытие есть «соотносительное бытие», образ Божий в человеческой личности имеет в существенном смысле социальное, соотносительное выражение. Оно отражается в том, что можно назвать «брачным сообществом», в первичной по значению социальной связи мужчины и женщины, которая является основой всех других форм социальной связи» /Каллист еп. 2002/.
Подлинное человеческое бытие не эгоцентрично, не замкнуто само на себе. Человек не является лицом, личностью, пока он, по образу Троицы, не обращен лицом к другим, не смотрит им в глаза и не позволяет им смотреть в свои. Человек реализует себя как личность не в качестве изолированного индивидуума, но только поскольку он воспринимает и приветствует других в качестве личностей /там же/.
И в заключение хотелось бы отметить, что изучение личности, конечно же, очень важно, но и здесь есть свои пределы. Во-первых, несмотря на то, что личность имеет определенные проявления напсихологическом уровне, во всей своей полноте она есть явление абсолютно не психологическое, потому что является образом Божественной ипостаси в человеке. А это уже не сфера действия психологии /Ч. 2: Виктор (Гусев). 2003, с.188/. Во-вторых, это относится не только к психологическому, но и к любому способу познания личности: «В свете догматического учения Церкви личность, как запечетленный в человека образ Божий, недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию» /христ.: Платон (Игумнов). 1994, с.17/. Поэтому личность человека есть тайна, она перед Богом, а не перед людьми, и к этой тайне нужно относиться с должным пиететом и осторожностью.
Подробнее: