Годовщина смерти христианина – это день рождения для новой, вечной жизни. Она всегда отмечается в кругу близких и родных покойного.
Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.
Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому возвести молитву к Богу об упокоении близкого вам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол.
Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.
Таким образом, поминовение усопших — это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы, есть самое сильное и действенное средство к прошению о милости Божией усопшим.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии.
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно в литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, были застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви.
Не только поминают в годину усопших, но и подают на год заказную записку священнику, который на Проскомидии вынимает частицу и на Литургии погружает её в Кровь Христову, омывая грехи поминаемого …
Годовое поминовение усопших – не освобождает христианина от деятельного участия на службах в поминальных молитвах круглый год. Но в силу обстоятельств, препятствующих бывать в храме (забота о ближних, болезни, удаленность, естественные причины…), христианин подает годовое поминовение о здравии или об упокоении и возлагает эту заботу на священника.