http://www.xpa-spb.ru/libr/Aleksandr-Mileant/semya-malaya-cerkov.html
епископ Александр (Милеант)
Детская самостоятельность
Обыкновенно, когда дело идет о воспитании наших детей, мы всего больше заботимся о том, как научить их быть послушными. Послушный ребенок – хороший, непослушный ребенок – плохой, Конечно, эта забота довольно обоснованна. Послушание ограждает наших детей от многих опасностей. Ребенок не знает жизни, не понимает многого, что вокруг нас происходит, не может сам обдумать и разумно решить, что можно делать, чего нельзя. Для его собственной безопасности необходима известная тренировка.
По мере того как дети растут, простое требование послушания заменяется более сознательным, более самостоятельным послушанием авторитету родителей, воспитателей, старших товарищей.
Нравственное воспитание детей заключается именно в таком постепенном развитии или, вернее, перерождении.
Схематически этот процесс можно себе представить так: сначала маленький ребенок на опыте учится, что значит слушаться, что значит «можно» и что значит «нельзя». Потом у ребенка начинают возникать вопросы: кого надо слушаться, а кого не надо слушаться? И, наконец, ребенок сам начинает разбираться в том, что плохо и что хорошо и чему он будет послушен.
Все мы, родители, должны стремиться оградить своих детей от реально существующих в нашем обществе опасностей. Ребенок должен знать, что нельзя всегда слушаться неизвестных ему взрослых людей, принимать от них угощение, уходить с ними. Мы его этому учим и таким образом сами возлагаем на него ответственность за самостоятельное решение – кого он должен слушаться, а кого нет. С годами конфликт авторитетов делается все сильнее. Кого слушаться – товарищей, которые учат курить и пить, или родителей, которые это запрещают, а сами и курят, и пьют? Кого слушать – верующих родителей или уважаемую детьми учительницу, которая говорит, что Бога нет, что в церковь ходят только серые, отсталые люди? А разве мы не слышим иногда и о противоположном конфликте авторитетов, когда дети убежденных коммунистов, воспитанные в атеизме, подрастая, сталкиваются с проявлениями религиозной веры и их начинает неудержимо тянуть к еще неизвестному им духовному миру?
Как можно на практике осуществить переход от «слепого» послушания к послушанию самостоятельно признанному авторитету?
Мне кажется, что с самого раннего детства надо различать две сферы в жизни ребенка. Одна – это сфера обязательных правил поведения, не зависящих от желаний или настроений ребенка: надо чистить зубы, принять лекарство, сказать «спасибо» или «пожалуйста». Другая сфера – это все то, в чем ребенок может проявлять свои вкусы, свои желания, свое творчество. И родители должны заботиться, чтобы этой сфере было отведено достаточно свободы и внимания. Если ребенок рисует, раскрашивает, пусть он дает полную волю своей фантазии и не надо указывать ему, «что синих зайцев не бывает», как вспоминает Лев Толстой в «Детстве и отрочестве». Надо всячески поощрять развитие детской фантазии в их играх, предоставлять им возможность осуществлять свои затеи и проекты, не всегда удачные, с взрослой точки зрения. Надо поощрять их способность выбора между несколькими решениями, прислушиваться к их мнениям, обсуждать их, а не просто игнорировать. И вкусы их надо стараться понимать. Ох, как нелегко бывает матери мириться с неожиданными фантазиями, когда дело идет о прическе, одежде или даже косметике дочери-подростка. Но мы должны помнить, что это первые попытки девочки найти себя, «найти свой образ», свой стиль и нельзя не сочувствовать этому стремлению «расправить свои крылышки».
Мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, но ни доброта, ни отзывчивость не развиваются по приказу. Можно стараться вызвать способность сочувствия, привлекая детей к заботе о животных, к приготовлению подарков, к помощи больному или старому члену семьи. И это будет искренне, только если мы будем предоставлять детям большую самостоятельность, если мы дадим им самим обдумать, самим решить, что они хотят сделать. Надо, чтобы они видели вокруг себя пример заботы о других, сочувствия другим людям, и в то же время нужно привлекать детей к обдумыванию и обсуждению того, что они хотят сделать. Вот почему нам надо уделять и время, и внимание разговорам с детьми, всегда помня, что разговор – это диалог, а не монолог. Надо уметь слушать наших детей, а не просто читать им нотации. Надо вызывать их на мысль, на «суждение:» «А как ты думаешь?» «Да, но ведь можно тоже сказать…» «А может быть, это не совсем так?»
Особенно важны такие разговоры в области нашей веры. Недавно я прочитала в одной книге очень понравившееся мне изречение: «Вера дается только опытом веры». А ведь опыт это и есть твое личное, непосредственное, самостоятельное переживание. Развитие такой настоящей самостоятельности духовной жизни и есть цель христианского воспитания. Может быть, цель недостижимая? Никто из нас, родителей, не может быть уверенным, что мы сумеем дать такое воспитание. Меня всегда поддерживали ободряюще слова замечательного стихотворения Николая Гумилева:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.